![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image041.png)
Для регистрации многоэтапных продаж, например участие в тендере, в конфигурации «Управление торговлей для Казахстана» редакции 3.4 предназначен справочник «Сделки с клиентами», доступный в разделе «CRM и маркетинг» – «CRM».
Для работы с данным функционалом необходимо, чтобы в информационной базе в разделе «НСИ и Администрирование» – «CRM и маркетинг» – «Настройки CRM» были включены настройки «Сделки с клиентами» и «Управление сделками».
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image001-71-1.png)
Рис. 1 Включение функциональных опций «Сделки с клиентами» и «Управление сделками»
Перед работой со сделками необходимо заполнить нормативно-справочную информацию по видам сделок (раздел «CRM и маркетинг» – «Настройки и справочники» – «Сделки»).
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image003-53-1.png)
Рис. 2 Настройка справочника «Виды сделок с клиентами»
Справочник «Виды сделок с клиентами» содержит в себе информацию по наименованию сделок, типам сделок и ответственным лицам.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image005-30-1.png)
Рис. 3 Справочник «Виды сделок»
Для каждой сделки при создании нового вида необходимо определить тип сделки:
- Прочие непроцессные сделки;
- Сделки с ручным переходом по этапам;
- Типовая продажа.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image007-22-1.png)
Рис. 4 Выбор типа сделки
Выбор типа «Прочие непроцессные сделки» позволяет использовать сделки с клиентами без регистрации этапов процесса продажи. Такие сделки обычно используются для регистрации выполняемых задач и взаимодействий в рамках долгосрочных проектов.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image009-18-1.png)
Рис. 5 Тип «Прочие непроцессные сделки»
Тип «Сделки с ручным переходом по этапам» используется, когда пользователь самостоятельно определяет этапы и переход от одного этапа к другому фиксируется «вручную». При этом возможен пропуск некоторых этапов и возврат на предыдущие этапы.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image011-12-1.png)
Рис. 6 Тип «Сделки с ручным переходом по этапам»
Указать этапы сделки можно на вкладке «Этапы процесса», которая появляется после выбора данного типа сделки.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image013-12-1.png)
Рис. 7 Добавление этапов процесса
При выборе типа сделки «Типовая продажа» вкладка «Этапы процесса» заполняется программой автоматически, изменить их «вручную» невозможно, так как переход между этапами контролируется системой.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image015-8-1.png)
Рис. 8 «Этапы процесса» при выборе типа сделки «Типовая продажа»
Для дальнейшего использования вида сделки необходимо установить признак «Использование разрешено». Если признак не установлен, то создавать новые сделки данного вида будет невозможно.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image017-7-1.png)
Рис. 9 Признак «Использование разрешено»
Признак «Фиксировать первичный спрос» устанавливается при необходимости фиксации информации о первоначальном спросе клиента. Данный признак может быть установлен, если включена функциональная опция «Фиксировать первичный спрос» (раздел «НСИ и администрирование» – «CRM и маркетинг» – «Маркетинг»).
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image019-5-1.png)
Рис. 10 Включение функциональной опции «Фиксировать первичный спрос»
Установка признака «Обособленный учет товаров по сделке» позволит в дальнейшем получить информацию о себестоимости и прибыли по конкретной сделке.
На вкладке «Описание» указывается подробное описание вида сделки в произвольном формате, пояснения и комментарии.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image021-7-1.png)
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image023-4-1.png)
Рис. 12 «Каналы рекламных воздействий»
При создании нового канала необходимо указать наименование и подобрать подходящий «Тип воздействия» (например, если информация о предполагаемой сделке была получена на выставке, тип взаимодействия будет «Маркетинговое мероприятие»).
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image025-3-1.png)
Рис. 13 Создание канала рекламного воздействия
После всех произведенных настроек необходимой нормативно-справочной информации можно перейти к созданию сделки. Сделки с клиентами оформляются в одноименном справочнике (раздел «CRM и маркетинг» – «CRM» – «Сделки с клиентами»).
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image027-2-1.png)
Рис. 14 Создание сделки
При создании сделки необходимо выбрать клиента и соглашение, в котором были зарегистрированы условия продажи.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image029-1-1.png)
Рис. 15 Выбор клиента и соглашения
На вкладке «Общая информация» нужно заполнить такие поля, как:
- Наименование сделки;
- Ответственный – заполняется автоматически пользователем, под которым выполнен вход в информационную базу;
- Потенциал – ориентировочная сумма, которая может быть получена в результате сделки;
- Канал рекламного воздействия;
- Источник – указывается уточнение канала рекламного воздействия в зависимости от указанного типа. Если тип воздействия в элементе «Каналы рекламных воздействий» ранее был указан в значении «Физическое лицо», то при выборе источника пользователю необходимо выбрать конкретное физическое лицо из предложенного системой справочника «Физические лица»;
- Статус сделки – доступно для выбора три вида: в работе, выиграна и проиграна;
- Вид сделки – ранее созданный в справочнике «Виды сделок».
Также к сделке можно прикрепить инструкции для исполнителей и какие-либо файлы, перейдя по активной ссылке «Инструкции».
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image031-1-1.png)
Рис. 16 Гиперссылка «Инструкции»
При выборе вида «Сделки с ручным переходом по этапам» или «Типовая продажа» доступна гиперссылка «Этап», при переходе по которой отображается информация по текущему этапу.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image033-1-1.png)
Рис. 17 Отображение этапов сделки
При выборе вида «Сделки с ручным переходом по этапам» появляются кнопки перехода по этапам и гиперссылка «План процесса», отражающая все этапы процесса и команды перехода по ним.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image035.png)
Рис. 18 «План процесса»
При выборе сделки «Типовая продажа» становится доступной гиперссылка «Карта маршрута бизнес-процесса», а также команда перехода к «ручному» управлению процессом и команда фиксации проигрыша.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image037.png)
Рис. 19 «Карта маршрута бизнес-процесса»
На вкладке «Участники» можно задать окружение сделки: добавить партнера, определить его роль в сделке, указать контактное лицо партнера и его роль, при необходимости добавить комментарий.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image039.png)
Рис. 20 Заполнение вкладки «Участники»
Если в виде сделки был установлен признак «Фиксировать первичный спрос», то при оформлении сделки появится дополнительная вкладка для описания первичной потребности клиента, предполагаемой сумме сделки, процента удовлетворения и причины неудовлетворения.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image041-1.png)
Рис. 21 Фиксация первичного спроса клиента
При успешном выполнении всех обязательств перед клиентом и завершении сделки статус «В работе» меняется на статус «Выиграна». Для закрытия сделки устанавливается опция «Закрыта».
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image043.png)
Рис. 22 Статус и закрытие сделки
Если сделка по каким-либо причинам не свершилась, статус устанавливается «Проиграна» и указывается «Причина проигрыша».
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image045.png)
Рис. 23 Статус и причина проигрыша сделки
Документы в рамках сделки оформляются путем ввода на основании сделки (кнопка «Создать на основании»).
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image047.png)
Рис. 24 Ввод документов на основании сделки
Если по сделке были зафиксированы встречи, телефонный звонок или письмо, в таком случае данные отобразятся на вкладке «Взаимодействия».
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image049.png)
Рис. 25 Отражение взаимодействий
Документы, оформленные в рамках сделки, отражаются в списке на вкладке «Документы по сделке». Список документов можно ограничить указанием периода, за который нужно показывать документы. Также можно оставить в списке только определенные типы документов, например, не показывать в качестве документов сделки коммерческие предложения. Список типов документов настраивается в отдельном диалоговом окне, которое открывается при нажатии кнопки «Состав документов».
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image051.png)
Рис. 26 Отражение документов по сделке
История взаимодействий с клиентами, информация об участниках сделок, контактных лицах и их ролях отображается на вкладке «Окружение сделки».
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image053.png)
Рис. 27 Отражение информации об окружении сделки
На вкладке «План проекта» можно создать проект по сделке и отразить этапы сделки. «План проекта» может быть оформлен для долгосрочной сделки (например, если используется вид «Непроцессные сделки»).
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image055.png)
Рис. 28 Отражение плана проекта
На вкладке «Файлы» отражаются все приложенные к сделке файлы с возможностью их добавления, просмотра, редактирования и печати.
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image057.png)
Рис. 29 Отражение прикрепленных файлов
С задачами по сделке можно ознакомиться на вкладке «Задачи».
![](https://help.inbuh.kz/wp-content/uploads/2022/12/image059.png)
Рис. 30 Отражение задач по сделке
Таким образом в конфигурации «Управление торговлей для Казахстана» редакции 3.4 заполняется необходимая нормативно-справочная информация для сделок и регистрируются сделки с клиентами.
Стягова Ольга, методист ТОО «1С-Рейтинг»