Согласно положениям Трудового Кодекса РК (ТК РК), работнику может быть выплачена компенсация за неиспользованные дни оплачиваемого ежегодного трудового отпуска:
при отзыве из оплачиваемого ежегодного трудового отпуска;
при прекращении трудового договора.
Компенсация за неиспользованный отпуск рассчитывается пропорционально отработанному времени. Период неиспользованного отпуска рассчитывается в календарных днях (без учета праздничных дней). При этом если компенсация приходится на праздничные дни, то количество дней компенсации продляется.
В конфигурации «Бухгалтерия для Казахстана», ред. 3.0 для начисления компенсации необходимо в плане видов расчета «Начисления организации» настроить вид расчета, указав для него способ расчета «По среднему заработку для отпуска» и установив опцию «Является компенсацией за неиспользованный отпуск» (раздел «Зарплата» – «Справочники и настройки»).
Так как расчет суммы компенсации выполняется по среднему заработку, перед выполнением расчета необходимо проверить и настроить базовые виды начислений. Для этого в карточке вида начисления компенсации и на закладке «Прочее» указываются те виды основных начислений, по данным которых будет рассчитан средний заработок.
Для расчета суммы компенсации используется документ «Начисление зарплаты организации» (раздел «Зарплата»). В документе необходимо указать работника и по кнопке «Рассчитать» выбрать команду «Рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск».
В открывшейся форме указывается дата расчета компенсации, количество календарных дней компенсации, и с помощью кнопки «Рассчитать» выполняется расчет аналогично расчету отпускных. По кнопке «Перенести в документ» рассчитанная сумма компенсации переносится в документ начисления, и он проводится.
Количество рабочих дней, за которые необходимо выполнить расчет, определяются автоматически по данным количества календарных дней и производственного календаря.
Для того чтобы получить «расшифровку» рассчитанной суммы компенсации отпуска, можно использовать печатную форму по кнопке «Печать» в форме расчета компенсации.
Расчет сумм налогов, взносов и отчислений с суммы компенсации выполняется по «стандартной» схеме в документах «Расчет удержаний сотрудников организации» и «Расчет налогов, взносов и отчислений сотрудников организации».
Для отнесения суммы начисленной компенсации отпуска на расходы организации можно указать способ отражения непосредственно в документе начисления или в настройках вида начисления. Формирование бухгалтерских проводок по отражению начисленной суммы компенсации выполняется вместе с остальными начислениями и удержаниями в документе «Отражение зарплаты в регл. учете» (раздел «Зарплата» – «Бухгалтерский учет зарплаты»).
Таким образом, в конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана», ред. 3.0 автоматизирован не только расчет сумм оплачиваемого отпуска работников, но и компенсации за неиспользованные дни отпуска.
Линия консультаций 1С