В процессе ведения учета часто встречаются ситуации, когда розничный покупатель возвращает приобретенные товары.
В конфигурации «Розница для Казахстана» реализован функционал, позволяющий отражать операции возврата товаров от розничных покупателей как в течение кассовой смены, так и за ее пределами.
В случае если покупатель возвращает приобретенный им ранее товар в течение кассовой смены, то в рабочем месте кассира в первую очередь формируется документ «Чек ККМ» с видом операции «Возврат».
С помощью команды «Возврат» в рабочем месте кассира оформляется документ возврата. В открывшейся форме «Выбор чека» выбирается чек, по которому необходимо вернуть товар, и командная кнопка «Команда выбрать».
Рис. 1 Формирование чека на возврат товара
Далее в форме «Выбор причины возврата» выбирается причина возврата и выполняется команда выбора.
Рис. 2 Выбор причины возврата
В результате в рабочем месте кассира отражаются данные по возвращаемому товару, который был указан в чеке.
Рис. 3 Чек на возвращаемые товары
Возврат денежных средств клиенту, в зависимости от способа оплаты за приобретенный ранее товар, выполняется с помощью команд оплаты: «Наличные», «Плат. карта», «Сложная оплата».
Рис. 4 Возврат оплаты покупателю наличными средствами
Если оплата покупателем была произведена платежной картой или была сложная оплата (часть суммы оплачено наличными, а часть – платежной картой), то при выборе некорректной формы оплаты при возврате будет выдано сообщение с рекомендацией выбора формы оплаты.
Рис. 5 Ошибка при возврате сложной оплаты наличными
При возврате денежных средств по чеку, если оплата покупки была полностью произведена банковской картой, возврат денежных средств производится только в полной сумме. В данном случае частичный возврат товара не производится. При попытке вернуть клиенту денежную сумму в размере меньше, чем было оплачено банковской картой при покупке товара, будет выведено сообщение:
Рис. 6 Возврат неполной суммы оплаты банковской картой
Если покупатель решил вернуть ранее приобретенный товар после закрытия кассовой смены, то операцию возврата рекомендуется оформлять с помощью документа «Возврат товаров от покупателя». В «шапке» документа указывается «Розничный покупатель», в табличной части на закладке «Товары» выбирается чек, по которому был продан товар, и отражается документ продажи.
Рис. 7 Возврат розничному покупателю через документ «Возврат товаров от покупателя»
На основании документа «Возврат товаров от покупателя» формируется документ возврата оплаты клиенту: «Расходный кассовый ордер» (если была наличная оплата) или «Эквайринговая операция» (в случае оплаты картой) с видом операции «Возврат оплаты покупателю».
Рис. 8 Возврат оплаты клиенту
В рабочем месте кассира с помощью командных кнопок «Возврат» или «Возврат без основания» есть возможность оформить возврат товара, который был продан в закрытой кассовой смене, а также возврат денежных средств покупателю.
Рис. 9 Команды возврата товара в РМК
Оформление операций возврата по товарам, проданным в другие, уже закрытые кассовые смены, может привести к образованию отрицательного значения по завершению текущей кассовой смены как по товарам («Отчет о розничных продажах»), так и по кассе ККМ. В конфигурации «Розница для Казахстана» такая ситуация может быть. При этом после синхронизации данных с другими конфигурациями, например, такими как «Управление торговлей для Казахстана», ред. 3.4, перенесенный из конфигурации «Розница для Казахстана» документ «Отчет о розничных продажах» с отрицательным итогом не будет проведен. В связи с этим пользователь при выборе данного варианта возврата товаров должен понимать и принимать решение, опираясь на доступность получаемых в конечном результате данных.
Таким образом, конфигурация «Розница для Казахстана», ред. 2.3 позволяет отразить операции возврата ранее реализованного товара в розницу в любой момент времени, независимо от даты продажи товара, и возврата денежных средств розничному покупателю.
Колтунова Татьяна, методист ТОО «1С-Рейтинг»